Галина Степановна Костыко

Выдающаяся личность


Галина Степановна Костыко

Профессиональная биография

Галина Степановна Костыко – (01.01.1944, г. Южноуральск, Челябинской области), кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель профессионально-технического образования РФ, Отличник профессионально-технического образования РСФСР, чья профессиональная деятельность внесла весомый вклад и стала ярким примером преданности и самоотверженного служения  развитию профессионального образования.

Галина Степановна начала трудовую деятельность в 1959 году, пройдя путь от ученицы портного до директора Челябинской фабрики ремонта и пошива одежды, которая являлась базовым предприятием СГПТУ № 109 г. Челябинска.

Получив образование в Московском политехникуме им. Моссовета (1968 г.) и Омском технологическом институте бытового обслуживания (1982 г.), она в 1984 году перешла в систему профессиональной подготовки кадров.

Её прежний производственный и управленческий опыт стал прочным фундаментом для последующей педагогической деятельности, позволив  ей раскрыть  в полной мере  природную склонность  и призвание, занять место  в числе первых руководителей профессионального образования, осуществляющих непрерывные инновационные преобразования.

Благодаря целеустремлённости, решительности и ответственности, Галина Степановна на протяжении 27 лет возглавляла учебное заведение, которое под её руководством непрерывно развивалось с учетом процессов реформирования профессионального образования России.

Начав со среднего профессионально-технического училища №109 г. Челябинска, оно прошло путь до экспериментального Высшего профессионального училища (1991 г.), Профессионального лицея (1996 г.) и, наконец, Технологического колледжа сервиса (1997 г.), вошедшего в структуру Южно-Уральского государственного университета.

В результате был создан уникальный многоуровневый образовательный комплекс для сферы сервиса, реализующий преемственные программы начального, среднего, дополнительного и высшего профессионального образования.

Эти преобразования осуществлялись в условиях непроработанности нормативно-правовой, методической, организационной базы учебных заведений подобного типа, поэтому функционирование коллектива происходило в режиме непрерывного  эксперимента.

В основу новой идеологии развития коллектива  была положена образовательная модель «Саморазвитие человека» доктора педагогических наук К.Я. Вазиной,  были созданы концепция и программы перехода образовательного учреждения на технологическое построение процесса обучения, реализована инновационная программа повышения квалификации управленческо- педагогического персонала, которая  позволила «вырастить»  новое технологическое мировоззрение, создать и  освоить технологические средства, способы и формы  организации инновационного процесса обучения,  разработать критерии оценки  качества полученного образования.

Начиная с 1999 года, учреждение стало Федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования РФ, фокусируясь на управлении качеством профессионального образования для сферы сервиса.

Инновационная программа повышения квалификации педагогического персонала успешно была защищена на конкурсе культурно-образовательных инициатив Министерства образования РФ, а в 2002 году получила грант Министерства образования РФ, колледж стал центром повышения квалификации по модели личностно-ориентированного образования.

Ввиду этого на базе колледжа была открыта кафедра инновационных педагогических технологий Челябинского института развития профессионального образования.  

Коллективом проведено свыше 30 выездных тематических семинаров, более 300 работников УНПО Челябинской области ознакомлены с инновационной деятельностью колледжа, что укрепило его авторитет как базового учреждения в сфере сервиса.

В рамках Федеральной программы «Развитие образовательной системы РФ» в качестве соисполнителей госконтракта №26 ГК от 29.08.2005 г.  в колледже разработаны пять образовательных инновационных моделей технологической организации развивающего пространства в профессиональном образовательном учреждении, которые рекомендованы к продвижению в регионе.

В 2007 году колледж в составе Южно-Уральского государственного университета участвует в реализации Национального проекта «Образование» по направлению «Создание инновационной образовательной практики, базирующейся на технологической организации жизнедеятельности».

В 2008 году в целях организации социального партнерства реализуется «Модель отраслевого образовательного ресурсного центра», создана Ассоциация «Образовательный ресурсный центр «УНИВЕРСУМ» учредителями которой стали Южно-Уральская торгово-промышленная палата, Челябинское отделение работодателей «ПРОМАСС», Южно-Уральский государственный университет и Челябинский институт развития профессионального образования.

В этом же году Ресурсному центру «Универсум» присваивается статус Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования РФ по проблеме «Организация эффективного социального партнерства».

 Действенное партнерство сервисных предприятий и колледжа позволило начать реализация инновационного проекта «Выращивание профессиональной элиты в области сервиса». Совместно с работодателями отрасли создан первый на Урале АНО «Центр развития образования и сертификации персонала «Универсум», деятельность которого была уполномочена Росстандартом.

Из числа лучших специалистов предприятий подготовлены и сертифицированы эксперты по видам экономической деятельности, организована разработка профессиональных стандартов и инструментария оценки квалификаций, разработан процесс ее проведения, получено право выдавать сертификаты Росстандарта.

Это открыло возможность проверки готовности выпускников колледжа к профессиональной деятельности и оценки качества полученного образования.

В связи с этим, в колледже была апробирована система сертификации квалификаций мастеров производственного обучения и студентов колледжа, которая позволяла получать обратную связь о качестве подготовки специалистов и открывала возможность успешного трудоустройства для выпускников.

В 2010 году перед коллективом поставлена новая задача – подготовка к переходу на обучение в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, разработана целевая программа перехода колледжа на реализацию новых ФГОС. Колледж стал основной площадкой для проведения семинаров Минобразования РФ по проблемам внедрения ФГОС СПО в регионе.

Активность коллектива колледжа в инновационной деятельности неоднократно отмечалась наградами: дипломом «Знак качества образования» учрежденным Государственной Думой РФ, Российской академией образования, Издательством «Просвещение», Институтом образовательной политики «Эврика». (2004г.),  дипломы за  победы в ежегодных конкурсах «Авторская школа», «Инновационная школа» и «Экспериментальная школа» (2006 г. – 2010 г.)

Инновационные проекты, разработанные коллективом, не потеряли своей инновационной привлекательности и сегодня ждут управителей, находящихся в творческом поиске.

Личный вклад Галины Степановны в развитие образования отмечен многочисленными наградами: знаком «Отличник профессионально-технического образования РСФСР» (1990 г.), почётным званием «Заслуженный учитель профессионально-технического образования  Российской Федерации» (1995 г.), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2008 г.), а также множественными грамотами и благодарностями федерального и областного уровня.

Коллеги и ученики отмечают в ней редкое сочетание строгости и душевной теплоты, требовательности и внимательной поддержки.

Честность и надёжность стали её визитной карточкой: все решения, даже самые сложные, принимались открыто, руководствуясь интересами дела и команды единомышленников, что обеспечивало абсолютное доверие сотрудников и партнёров.

Кандидатскую диссертацию на тему «Управление новым типом учебного заведения» она защитила в 1997 году, а в 2001 году получила учёное звание доцента. Галина Степановна является автором более 30 монографий и учебных пособий, 21 научной статьи.

Сегодня Галина Степановна Костыко продолжает делиться своим богатым опытом, являясь заместителем председателя Совета по профессиональным квалификациям в индустрии красоты, выступая научным консультантом АНО «Центр развития образования и сертификации персонала «Универсум», оставаясь признанным авторитетом в педагогическом сообществе России.